Напоминание

Формирование умения составлять предложения. Тема для разговора “Игрушки”


Автор: Горохова Евдокия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада “Тугутчаан”
Населённый пункт: п.Джаргалах Эвено–Бытантайского района
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучении русскому языку в старшей группе
Тема: Формирование умения составлять предложения. Тема для разговора “Игрушки”
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Тугутчаан» Эвено-Бытантайский район п.Джаргалах

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: формирование умения составлять предложения по синтаксической конструкции «имя существительное + имя

прилагательное»

Тема для разговора: «Игрушки».

Воспитатель: Горохова Е.П.

Программное содержание:

I. Образовательные задачи

1.1.Лексический строй речи:

Познакомить детей с новыми словами по теме «Игрушки» - красный, белый, черный, зеленый, синий, какой?

Закрепить раннее изученные слова по теме: №12 «Одежда» лента, кофта, карандаш.

1.2 Фонетический строй речи:

Учить детей правильно произносить звук [р] в слове красный, черный; [й] в слове белый, зеленый, синий, какой? Сдвоенные в начале

согласных [кр] в слове красный.

Учить детей правильной постановке ударения в словах…….

Учить детей правильному интонированию вопросительных и повествовательных предложений.

1.3 Грамматический строй речи:

Формировать умение составлять предложение по синтаксической конструкции «имя существительное + имя прилагательное»

Учить детей различать и употреблять в речи вопрос какой? Как о признаке предмета.

1.4 Связная речь:

Учить вести несложный диалог.

II. Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать у детей желание заниматься, умение слушать воспитателя.

Воспитывать у детей желание учить русский язык и говорить на русском языке.

III. Развивающие задачи:

Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

Уточнять и расширять признак предмета.

Предварительная работа: Заучивание Физминутка «Зайчики».

Дидактическое обеспечение: предметные картины игрушек, иллюстрационная сюжетная картинка («Комната»).

Игрушки (зайчик, мишка, флажок, мячик, лягушка, кубик, шар, кошка).

Ход занятия:

1 часть. Пальчиковая гимнастика.

- Дети приготовьте свои пальчики, давайте немного с ними поиграем.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

2 часть:

1 этап: Лексическая игра «Какого цвета игрушка»

- Ребята посмотрите на игрушки, и скажите:

Что тут белое – зайчик или мишка?

Что тут красное – Флажок или мячик?

Что тут зеленое – лягушка или кубик?

Что тут синее – шар или флажок?

Что тут черное – мяч или кошка?

2 этап: Беседа. «Про кубики».

- Дети посмотрите, что это? Да это кубики.

- Посмотрите дети, какого цвета кубики?

- кубик красный, кубик какой? –кубик красный.

- кубик зеленый. кубик какой? – кубик зеленый.

- кубик синий. кубик какой? – кубик синий.

- Молодцы!

Физминутка.

- А сейчас давайте немножко отдохнём. Все стали.

«Маша - растеряша»

Ищет, вещи маша (поворот в одну сторону)

Маша – растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет (руки вперед, в сторону)

И под стулом нет (присесть, развести руки в сторону)

На кровати нет, (руки опустили)

(наклоны головы влево вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша – растеряша!

3 этап: Произношение звука [р ]Чтение чистоговорки.

- Дети, а сейчас повторите за мной.

Ра-ра-ра – Кате спать пора.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ри-ри-ри – на ветке снегири.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

- Молодцы!

4 этап: Рассматривание предметных картин игрушек.

- Дети, а теперь посмотрите на картинки

- Заяц какой? – заяц белый. Повторите за мной: - заяц белый.

- Флажок какой? – флажок красный.

- Мяч какой? – мяч синий.

- Кубик какой? – кубик зеленый.

- Катя скажи кубик какой? Кубик зеленый.

- Кошка какая? – кошка черная

- Маша, скажи кошка черная

- молодцы!

5 этап: Рассматривание сюжетных картин «Комната»

- Сейчас я вам покажу картины. Посмотрите внимательно

- Это что?

- Это комната.

- Что в комнате?

- Стол, стул, полка.

- Стул какой?

- Стул белый.

- Это что?

- Это стол.

- Стол какой?

- Стол красный.

- А что там?

- Там полка.

- Что на полке?

- На полке игрушки.

- Какие игрушки?

- Барабан, кукла, машина.

- Это что?

- Это кукла.

- Кукла что делает?

- Кукла сидит.

- А, это что?

- Это барабан.

- Что это?

- Машина.

- Машина что делает?

- Машина стоит.

- Правильно дети, молодцы!

6 этап: Игра «Что, какой?» дети сейчас мы с вами поиграем, слушайте внимательно описание игры.

Описание игры: Водящий называет слово-предмет, а дети стараются подобрать и правильно назвать как можно больше подходящих признаков.

Например, водящий произносит слово мяч, дети подбирают к нему признаки: мяч новый, мяч большой, мяч маленький, мяч черный, мяч белый, мяч

красный, мяч синий.

- Вы поняли дети? Давайте поиграем.

3 часть:

Рефлексия: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили? Правильно, что еще делали на занятии? Молодцы, сегодня на занятии все

хорошо работали.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: формирование умения составлять предложения по синтаксической конструкции «имя существительное + имя

прилагательное»

Тема для разговора «Игрушки».

Части/этапы

Задачи

Методы и

приемы

Средства

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Результат

I Вводная

часть

- Познакомить детей

с новыми словами по

теме «Игрушки»

Пальчиковая

гимнастика.

Художествен

ное слово

пальчиковая

гимнастика

«Игрушки».

Показ

пальчиковой

гимнастики

Слушают и

повторяют за

воспитателем

Дети заинтересовались к

предстоящему занятию с помощью

пальчиковой гимнастики.

II

Основная

часть

1 этап:

Лексическая

игра «Какого

цвета

игрушка?»

- Формировать

умение составлять

предложение по

синтаксической

конструкции «имя

существительное +

имя прилагательное»

- Воспитывать у

детей желание учить

русский язык и

говорить на русском

языке.

Вопросы

Наглядный

материал

Игрушки

Показывает

игрушки и задает

вопросы по

синтаксической

конструкции «имя

существительное

+ имя

прилагательное»

Смотрят на

игрушку и

отвечают на

вопросы.

Дети умеют строить предложение

по синтаксической конструкции

«имя существительное + имя

прилагательное»

2 этап: Беседа.

«Кубики»

- Учить детей

различать и

употреблять в речи

вопрос какой? Как о

признаке предмета.

Вопросы

Игровой прием –

Физминутка.

Кубики

разного

цвета

Физ.минутка

«Маша -

растеряша»

Показывает

кубики и задает

вопрос –кубик

какой?

Дети отвечают

на вопросы.

Умеют различать цвета,

употреблять в речи вопрос какой?

- дети выполняют движения

сочетанием текста Физминутка

Ищет, вещи маша (поворот в одну

сторону)

3 этап:

Произношени

е звука [р]

Чтение

чистоговорки.

- Учить детей

правильно

произносить звук [р]

в слове красный,

черный; [й] в слове

белый, зеленый,

синий, какой?

Чтение

чистоговорки.

Художествен

ное слово.

Читает

чистоговорку

Внимательно

слушают и

повторяют за

воспитателем

Дети умеют читать чистоговорки,

произносить звук [р], [й], [кр]

Сдвоенные в начале

согласных [кр] в

слове красный.

4 этап:

Рассматривани

е предметных

картин

игрушек.

- Учить детей

правильному

интонированию

вопросительных и

повествовательных

предложений.

Вопросы

Картины с

изображение

м игрушек

Спрашивает,

задает вопросы о

игрушках

Смотрят на

картинки и

отвечают на

вопросы.

Умеют различать предметы по

цвету.

5 этап:

Рассматривани

е сюжетных

картин

«Комната»

- Развивать

образную память,

умение

анализировать и

делать

самостоятельные

выводы.

Показ картины

«Комната»

Иллюстраци

онная

картина

«Комната»

Показывает

картины, задает

вопросы

Смотрят на

картины и

отвечают на

вопросы

воспитателя.

Дети умеют анализировать и

самостоятельно делать выводы

6 этап: Игра

«Что, какой?»

- Воспитывать у

детей желание

заниматься, умение

слушать

воспитателя.

Объяснение

Вопросы

Указание

Мяч

Предлагает детям

поиграть в игру

«Что, какой?»

Объясняет

правила игры

Внимательно

слушают

правила игры.

Играют в игру

«Что, какой?»

Дети заинтересовались игрой,

взбодрились.

III часть

Заключительн

ая часть

- Формировать

умения

анализировать свою

деятельность

Вопросы

Похвала

Задает детям

вопросы.

Оценивает

деятельность

детей.

Отвечают на

вопросы

Делятся

впечатлениями.

Дети умеют анализировать свою

деятельность.

- об игрушках

- играли, смотрели картинки,

читали чистоговорку.



В раздел образования