Авторы: Швец Елена Юрьевна, Тимофеева Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 108 Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ"
Раздел: дошкольное образование
Швец Елена Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 108
Фрунзенского района,
Тимофеева Юлия Викторовна
воспитатель ГБДОУ д/с № 108
Фрунзенского района
Санкт- Петербург
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Система физического воспитания включает создание санитарно-
гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических
навыков,
организацию
рационального
питания,
проведение
утренней
гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в
играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Она
способствует
физическому,
умственному,
нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и
действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют
на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют
укреплению
нервной
системы,
двигательного
аппарата,
улучшению
общего
обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма
человека,
возбуждают
аппетит
и
способствуют
крепкому
сну.
С
помощью
подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Анализ показателей здоровья, физического и дыхательного развития детей
старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных
тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К.
Чернышенко, В.И. Усакова от 30%
до 40% детей старшего дошкольного
возраста
имеют
низкий
уровень
двигательного
развития.
Причины
этого
кроются в современном образе жизни. Не случайно в программе воспитания и
обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом
месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием,
стимулирующим
фактором
развития
интеллектуальной,
эмоциональной
и
других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой
затраты энергии (бег, прыжки и д. р.), усиливают обмен веществ в организме.
Они
оказывают
укрепляющее
действие
на
нервную
систему
ребенка,
способствуют
созданию
бодрого
настроения
у
детей.
Активные
движения
повышают
устойчивость
ребенка
к
заболеваниям,
вызывая
мобилизацию
защитных
сил
организма,
способствуют
улучшению
питания
тканей,
формированию
скелета,
правильной
осанки
и
повышению
иммунитета
к
заболеваниям. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения,
развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность
и
настойчивость.
Они
приучаются
согласовывать
свои
действия
и
даже
соблюдать определенные правила.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных
фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,
развиваются
физически,
привыкают
самостоятельно
действовать;
с
другой
стороны
–
получают
моральное
и
эстетическое
удовлетворение
от
этой
деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном
итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно
из
комплексных
средств
воспитания:
она
направлена
на
всестороннюю
физическую подготовленность ( через непосредственное овладение основами
движения
и
сложных
действий
в
изменяющихся
условиях
коллективной
деятельности
),
совершенствование
функций
организма,
черт
характера
играющих.
Итак, игры и развлечения детей на свежем воздухе имеют
оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны
для занятий физкультурой. Доказано, что они улучшают физическое развитие
детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Кроме
этого
это
очень
эмоциональное
спортивное
занятие,
которое
может
создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо
обязательно учитывать при организации занятий и игр.
Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников,
выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним
относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные задачи подвижных игр:
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей
и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают
благоприятное
влияние
на
рост,
развитие
и
укрепление
костно-связочного
аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а
также повышают функциональную деятельность организма.
Воспитательные задачи подвижных игр:
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию
физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что
немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство
подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на
необходимости
мгновенных
ответов
на
звуковые,
зрительные,
тактильные
сигналы,
игры
с
внезапными
остановками,
задержками
и
возобновлением
движений,
с
преодолением
небольших
расстояний
в
кратчайшее
время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от
одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания
силы
хорошо
использовать
игры,
требующие
проявления
умеренных
по
нагрузке,
кратковременных
скоростно-силовых
напряжений.
Игры
с
многократными
повторениями
напряженных
движений,
с
постоянной
двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии,
способствуют
развитию
выносливости.
Совершенствование
гибкости
происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные
эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью
многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые
качества
и
физические
способности.
Для
возникновения
интереса
к
игре
большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень
трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного
результата, для удовлетворения игрой.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может
активизировать
действия
игроков,
вызывать
проявление
решительности,
мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что
острота
состязаний
не
должна
разъединять
играющих.
В
коллективной
подвижной
игре
каждый
участник
наглядно
убеждается
в
преимуществах
общих,
дружных
усилий,
направленных
на
преодоление
препятствий
и
достижение
общей
цели.
Добровольное
принятие
ограничений
действий
правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном
увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.
Подвижная
игра
носит
коллективный
характер.
Мнение
сверстников,
как
известно,
оказывает
большое
влияние
на
поведение
каждого
игрока.
В
зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной
игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так
дети приучаются к деятельности в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной
команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные
задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кратчайший
срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие
и выполнить его – так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные
и
согласованные
движения;
игроки
приобретают
умения
быстро
входить
в
нужный
темп
и
ритм
работы,
ловко
и
быстро
выполнять
разнообразные
двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость,
что важно в жизни.
Образовательные задачи подвижных игр:
- Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это
такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение
анализировать,
сопоставлять,
обобщать
и
делать
выводы.
Занятия
играми
способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют
значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми,
а также в гимнастике, спорте и туризме;
- Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих
верные
представления
о
поведении
в
реальной
жизни,
закрепляют
в
их
сознании
представления
о
существующих
в
обществе
отношениях
между
людьми.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать
в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным
средством
разностороннего
физического
воспитания
детей.
Таким
образом,
подвижная
игра
–
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-
волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении
подвижных
игр
в
силу
их
специфики,
прежде
всего,
решаются
задачи
собственно физического воспитания.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует
развитию
у
детей
дошкольного
возраста
названных
физических
качеств.
Выдвинутая
гипотеза
о
том,
что
активные
занятия
подвижными
играми
содействуют
процессу
правильного
физического
развития
ребенка
-подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим
воспитательным
институтом.
Обоснованный
выбор
содержания
и
методов
развития
физических
качеств
–
важная
сторона
повышения
эффективности
физического воспитания.
Литература:
1. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста // Дошкольная педагогика.- 2007. - № 4. – С.10-14
2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физический упражнения и
подвижные игры: метод. Пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. –
Мн.: Урожай, 2008.- 156 с.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.