Напоминание

"ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ"


Авторы: Швец Елена Юрьевна, Тимофеева Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 108 Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Швец Елена Юрьевна,

воспитатель ГБДОУ д/с № 108

Фрунзенского района,

Тимофеева Юлия Викторовна

воспитатель ГБДОУ д/с № 108

Фрунзенского района

Санкт- Петербург

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Система физического воспитания включает создание санитарно-

гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических

навыков,

организацию

рационального

питания,

проведение

утренней

гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в

играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Она

способствует

физическому,

умственному,

нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и

действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют

на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют

укреплению

нервной

системы,

двигательного

аппарата,

улучшению

общего

обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма

человека,

возбуждают

аппетит

и

способствуют

крепкому

сну.

С

помощью

подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Анализ показателей здоровья, физического и дыхательного развития детей

старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных

тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К.

Чернышенко, В.И. Усакова от 30%

до 40% детей старшего дошкольного

возраста

имеют

низкий

уровень

двигательного

развития.

Причины

этого

кроются в современном образе жизни. Не случайно в программе воспитания и

обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом

месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием,

стимулирующим

фактором

развития

интеллектуальной,

эмоциональной

и

других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой

затраты энергии (бег, прыжки и д. р.), усиливают обмен веществ в организме.

Они

оказывают

укрепляющее

действие

на

нервную

систему

ребенка,

способствуют

созданию

бодрого

настроения

у

детей.

Активные

движения

повышают

устойчивость

ребенка

к

заболеваниям,

вызывая

мобилизацию

защитных

сил

организма,

способствуют

улучшению

питания

тканей,

формированию

скелета,

правильной

осанки

и

повышению

иммунитета

к

заболеваниям. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения,

развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность

и

настойчивость.

Они

приучаются

согласовывать

свои

действия

и

даже

соблюдать определенные правила.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных

фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,

развиваются

физически,

привыкают

самостоятельно

действовать;

с

другой

стороны

получают

моральное

и

эстетическое

удовлетворение

от

этой

деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном

итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно

из

комплексных

средств

воспитания:

она

направлена

на

всестороннюю

физическую подготовленность ( через непосредственное овладение основами

движения

и

сложных

действий

в

изменяющихся

условиях

коллективной

деятельности

),

совершенствование

функций

организма,

черт

характера

играющих.

Итак, игры и развлечения детей на свежем воздухе имеют

оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны

для занятий физкультурой. Доказано, что они улучшают физическое развитие

детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

Кроме

этого

это

очень

эмоциональное

спортивное

занятие,

которое

может

создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо

обязательно учитывать при организации занятий и игр.

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников,

выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним

относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр:

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей

и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают

благоприятное

влияние

на

рост,

развитие

и

укрепление

костно-связочного

аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а

также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр:

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию

физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что

немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство

подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на

необходимости

мгновенных

ответов

на

звуковые,

зрительные,

тактильные

сигналы,

игры

с

внезапными

остановками,

задержками

и

возобновлением

движений,

с

преодолением

небольших

расстояний

в

кратчайшее

время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от

одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания

силы

хорошо

использовать

игры,

требующие

проявления

умеренных

по

нагрузке,

кратковременных

скоростно-силовых

напряжений.

Игры

с

многократными

повторениями

напряженных

движений,

с

постоянной

двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии,

способствуют

развитию

выносливости.

Совершенствование

гибкости

происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные

эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью

многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые

качества

и

физические

способности.

Для

возникновения

интереса

к

игре

большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень

трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного

результата, для удовлетворения игрой.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может

активизировать

действия

игроков,

вызывать

проявление

решительности,

мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что

острота

состязаний

не

должна

разъединять

играющих.

В

коллективной

подвижной

игре

каждый

участник

наглядно

убеждается

в

преимуществах

общих,

дружных

усилий,

направленных

на

преодоление

препятствий

и

достижение

общей

цели.

Добровольное

принятие

ограничений

действий

правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном

увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Подвижная

игра

носит

коллективный

характер.

Мнение

сверстников,

как

известно,

оказывает

большое

влияние

на

поведение

каждого

игрока.

В

зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной

игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так

дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной

команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные

задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кратчайший

срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие

и выполнить его – так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные

и

согласованные

движения;

игроки

приобретают

умения

быстро

входить

в

нужный

темп

и

ритм

работы,

ловко

и

быстро

выполнять

разнообразные

двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость,

что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр:

- Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это

такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение

анализировать,

сопоставлять,

обобщать

и

делать

выводы.

Занятия

играми

способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют

значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми,

а также в гимнастике, спорте и туризме;

- Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих

верные

представления

о

поведении

в

реальной

жизни,

закрепляют

в

их

сознании

представления

о

существующих

в

обществе

отношениях

между

людьми.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать

в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным

средством

разностороннего

физического

воспитания

детей.

Таким

образом,

подвижная

игра

незаменимое

средство

пополнения

ребенком

знаний

и

представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-

волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении

подвижных

игр

в

силу

их

специфики,

прежде

всего,

решаются

задачи

собственно физического воспитания.

Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует

развитию

у

детей

дошкольного

возраста

названных

физических

качеств.

Выдвинутая

гипотеза

о

том,

что

активные

занятия

подвижными

играми

содействуют

процессу

правильного

физического

развития

ребенка

-подтвердилась.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим

воспитательным

институтом.

Обоснованный

выбор

содержания

и

методов

развития

физических

качеств

важная

сторона

повышения

эффективности

физического воспитания.

Литература:

1. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста // Дошкольная педагогика.- 2007. - № 4. – С.10-14

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физический упражнения и

подвижные игры: метод. Пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. –

Мн.: Урожай, 2008.- 156 с.

4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных

учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.



В раздел образования