Напоминание

"Модульный принцип проектирования учебного процесса как один из путей достижения метапредметных образовательных результатов в курсе основ безопасности жизнедеятельности в 5 классах"


Автор: Мелкомукова Наталья Алексеевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МАОУ "Чердынская средняя общеобразовательная школа им.А.И.Спирина"
Населённый пункт: г.Чердынь
Наименование материала: статья
Тема: "Модульный принцип проектирования учебного процесса как один из путей достижения метапредметных образовательных результатов в курсе основ безопасности жизнедеятельности в 5 классах"
Раздел: среднее образование





Назад




Модульный принцип проектирования учебного процесса как один из путей

достижения метапредметных образовательных результатов в курсе основ

безопасности жизнедеятельности в 5 классах.

Для обучения пятиклассников основам безопасности жизнедеятельности нами выбрана

учебная программа курса ОБЖ, в основе которой лежит модульный принцип построения

учебного процесса и комплексный подход к наполнению предметного содержания для

формирования

у

учащихся

современного

уровня

культуры

бе зопасно сти

жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни.

Модуль

целевой

функциональный

узел,

в

котором

объединены

учебные

содержания

и

приёмы

учебной

деятельности

по

овладению

этим

содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг

другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо, чтобы каждый

ученик уяснил цель урока, что он должен изучить и на чём сосредоточить своё внимание.

Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При

такой организации учитель имеет возможность общаться практически с каждым учеником,

помогать отстающим и поощрять успешных. Особенность еще и в том, что в ходе такого

урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради.

При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки

только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности

жизнедеятельности,

а

также

более

полно

использовать

межпредметные

связи

при

изучении ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 классах.

Таким образом, модульный принцип построения учебного процесса полностью

соответствует требованиям ФГОС ООО.

Структурные компоненты программы ОБЖ 5 класса представлены в двух учебных

модулях.

Модуль

I.

Основы

безопасности

личности,

общества

и

государства.

Обеспечивает

формирование

у

обучающихся

комплексной

безопасности

жизнедеятельности

в

повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.

Решает задачи

сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую

помощь.

При

изучении

тематики

ОБЖ

можно

выделить

три

основных

вида

учебной

деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую:

изучение нового учебного материала на уроках;

выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о

реальном

окружающем

мире,

факторах

риска

для

жизни

и

здоровья,

об

опасных

и

чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

• установление

причинно-следственной

связи

между

явлениями

и

событиями,

происходящими в окружающей среде;

• планирование

личного

поведения

с

учетом

реальной

ситуации

и

личных

возможностей.

3.

Практическую, цель которой формирование личных убеждений, качеств и

привычек,

способствующих

снижению

фактора

риска

для

жизни

и

здоровья

в

повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование

современного

уровня

культуры

безопасности

жизнедеятельности,

индивидуальной

системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведении

Освоив программу курса ОБЖ у пятиклассников будут сформированы следующие

метапредметные универсальные учебные действия.

Метапредметные

образовательные

результаты

предполагают,

что

у

учеников

будут

развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного

использования

при

изучении

школьных

дисциплин

философских

и

общепредметных;

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,

умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными

умениями информационного характера, информационным моделированием как основным

методом

приобретения

знаний,

широким

спектром

умений

и

навыков

использования

средств

информационных

коммуникационных

технологий

для

сбора,

хранения,

преобразования

и

передачи

различных

видов

информации,

базовыми

навыками

исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и

методами

освоения

новых

инструментальных

средств,

основами

продуктивного

взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Изучив Государственный образовательный стандарт основного общего образования ООО,

мы выявили, что метапредметные образовательные результаты в нём представлены в 12

пунктах.

Рассмотрим метапредметные результаты обучения пятиклассников на примере раздела

«Основы здорового образа жизни» (Учебник 5 класс под редакцией А. Т. Смирнова, Б. О.

Хренникова)

Тема урока

Метапредметные

результаты обучения

Учебные задачи и

ситуации

«Здоровье и здоровый образ

жизни»

Ум е т ь

с а м о с т о я т е л ь н о

п л а н и р о в а т ь

п у т и

достижения

цели,

способы

д о с т и ж е н и я

в ы с о к о г о

уровня здоровья. (МР-2)

Со ст авить

режим

д н я

школьника (Код 1)

Проанализировать

режим

дня школьника (Код 2)

Провести

анкетирование,

с ко л ь ко

%

у ч а щ и х с я

соблюдают

режим

дня,

обработать результаты (Код

3)

«Двигательная

активность,

закаливание организма»

Уметь

соотносить

свои

действия

с

планируемым

результатом,

осуществлять

к о н т р о л ь

с в о е й

деятельности

в

процессе

до стижения

р е зул ьт ат а

(МР-3)

С о с т а в и т ь

к о м п л е к с

у п р а ж н е н и й

д л я

поддержания

двигательной

активности (Код 1)

Провести

анкетирование

среди

учащихся,

выявить

результаты

физиче ских

показателей (Код 2)

«Вредные

привычки

и

их

в л и я н и е

н а

з д о р о в ь е

человека»

Уметь

определять

понятия

в р е д н ы х

п р и в ы ч е к ,

к л а с с и ф и ц и р о в ат ь

и х ,

Составить

тест

«Вредные

привычки» (Код 1)

Провести социологический

делать

выводы

как

они

влияют

на

ЗОЖ,

уметь

р а б о т а т ь

в

г р у п п е ,

формулировать,

а р г у м е н т и р о в а т ь

и

отстаивать

своё

мнение

(МР- 6, МР- 9)

о п р о с

« Уп о т р е б л е н и е

вредных привычек, сделать

выводы» (Код 2)

С о с т а в и т ь

к о л л а ж

« В л и я н и е

в р е д н ы х

привычек

на

зд о р о в ь е

человека»,

защитить

его

(Код 3)

«Мы

за

здоровый

образ

жизни»

П р и о б р е т а т ь

о п ы т

самостоятельного

поиска,

а н а л и з а

и

о т б о р а

информации

в

о бл а с т и

безопасности

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

с

использованием

различных

и с т о ч н и к о в

и

н о в ы х

информационных

технологий; (М- 6, М- 11)

Составление памятки

по

соблюдению ЗОЖ (Код 1)

Р а б о т а

с

р е с у р с а м и

интернет по теме ЗОЖ (Код

2)

Создать

итоговую

работы

«Мы

за

здоровый

образ

ж и з н и »

в

ф о р м е

видеофильма

на ПК (Код

3)

Обращаю Ваше внимание, что реализация модульного обучения включает учащихся в

деятельность. К каждому заданию должны быть подобраны задания базового (Коды 1,2) и

повышенного (Код 3) уровней.



В раздел образования