Автор: Мелкомукова Наталья Алексеевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МАОУ "Чердынская средняя общеобразовательная школа им.А.И.Спирина"
Населённый пункт: г.Чердынь
Наименование материала: статья
Тема: "Модульный принцип проектирования учебного процесса как один из путей достижения метапредметных образовательных результатов в курсе основ безопасности жизнедеятельности в 5 классах"
Раздел: среднее образование
Модульный принцип проектирования учебного процесса как один из путей
достижения метапредметных образовательных результатов в курсе основ
безопасности жизнедеятельности в 5 классах.
Для обучения пятиклассников основам безопасности жизнедеятельности нами выбрана
учебная программа курса ОБЖ, в основе которой лежит модульный принцип построения
учебного процесса и комплексный подход к наполнению предметного содержания для
формирования
у
учащихся
современного
уровня
культуры
бе зопасно сти
жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
Модуль
—
целевой
функциональный
узел,
в
котором
объединены
учебные
содержания
и
приёмы
учебной
деятельности
по
овладению
этим
содержанием.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг
другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо, чтобы каждый
ученик уяснил цель урока, что он должен изучить и на чём сосредоточить своё внимание.
Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При
такой организации учитель имеет возможность общаться практически с каждым учеником,
помогать отстающим и поощрять успешных. Особенность еще и в том, что в ходе такого
урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради.
При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки
только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности
жизнедеятельности,
а
также
более
полно
использовать
межпредметные
связи
при
изучении ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 классах.
Таким образом, модульный принцип построения учебного процесса полностью
соответствует требованиям ФГОС ООО.
Структурные компоненты программы ОБЖ 5 класса представлены в двух учебных
модулях.
Модуль
I.
Основы
безопасности
личности,
общества
и
государства.
Обеспечивает
формирование
у
обучающихся
комплексной
безопасности
жизнедеятельности
в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи
сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую
помощь.
При
изучении
тематики
ОБЖ
можно
выделить
три
основных
вида
учебной
деятельности школьников:
1. Учебно-познавательную, включающую:
•
изучение нового учебного материала на уроках;
•
выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о
реальном
окружающем
мире,
факторах
риска
для
жизни
и
здоровья,
об
опасных
и
чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление
причинно-следственной
связи
между
явлениями
и
событиями,
происходящими в окружающей среде;
• планирование
личного
поведения
с
учетом
реальной
ситуации
и
личных
возможностей.
3.
Практическую, цель которой формирование личных убеждений, качеств и
привычек,
способствующих
снижению
фактора
риска
для
жизни
и
здоровья
в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование
современного
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности,
индивидуальной
системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведении
Освоив программу курса ОБЖ у пятиклассников будут сформированы следующие
метапредметные универсальные учебные действия.
Метапредметные
образовательные
результаты
предполагают,
что
у
учеников
будут
развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного
использования
при
изучении
школьных
дисциплин
философских
и
общепредметных;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,
умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными
умениями информационного характера, информационным моделированием как основным
методом
приобретения
знаний,
широким
спектром
умений
и
навыков
использования
средств
информационных
коммуникационных
технологий
для
сбора,
хранения,
преобразования
и
передачи
различных
видов
информации,
базовыми
навыками
исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и
методами
освоения
новых
инструментальных
средств,
основами
продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Изучив Государственный образовательный стандарт основного общего образования ООО,
мы выявили, что метапредметные образовательные результаты в нём представлены в 12
пунктах.
Рассмотрим метапредметные результаты обучения пятиклассников на примере раздела
«Основы здорового образа жизни» (Учебник 5 класс под редакцией А. Т. Смирнова, Б. О.
Хренникова)
Тема урока
Метапредметные
результаты обучения
Учебные задачи и
ситуации
«Здоровье и здоровый образ
жизни»
Ум е т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
п л а н и р о в а т ь
п у т и
достижения
цели,
способы
д о с т и ж е н и я
в ы с о к о г о
уровня здоровья. (МР-2)
Со ст авить
режим
д н я
школьника (Код 1)
Проанализировать
режим
дня школьника (Код 2)
Провести
анкетирование,
с ко л ь ко
%
у ч а щ и х с я
соблюдают
режим
дня,
обработать результаты (Код
3)
«Двигательная
активность,
закаливание организма»
Уметь
соотносить
свои
действия
с
планируемым
результатом,
осуществлять
к о н т р о л ь
с в о е й
деятельности
в
процессе
до стижения
р е зул ьт ат а
(МР-3)
С о с т а в и т ь
к о м п л е к с
у п р а ж н е н и й
д л я
поддержания
двигательной
активности (Код 1)
Провести
анкетирование
среди
учащихся,
выявить
результаты
физиче ских
показателей (Код 2)
«Вредные
привычки
и
их
в л и я н и е
н а
з д о р о в ь е
человека»
Уметь
определять
понятия
в р е д н ы х
п р и в ы ч е к ,
к л а с с и ф и ц и р о в ат ь
и х ,
Составить
тест
«Вредные
привычки» (Код 1)
Провести социологический
делать
выводы
как
они
влияют
на
ЗОЖ,
уметь
р а б о т а т ь
в
г р у п п е ,
формулировать,
а р г у м е н т и р о в а т ь
и
отстаивать
своё
мнение
(МР- 6, МР- 9)
о п р о с
« Уп о т р е б л е н и е
вредных привычек, сделать
выводы» (Код 2)
С о с т а в и т ь
к о л л а ж
« В л и я н и е
в р е д н ы х
привычек
на
зд о р о в ь е
человека»,
защитить
его
(Код 3)
«Мы
за
здоровый
образ
жизни»
П р и о б р е т а т ь
о п ы т
самостоятельного
поиска,
а н а л и з а
и
о т б о р а
информации
в
о бл а с т и
безопасности
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
с
использованием
различных
и с т о ч н и к о в
и
н о в ы х
информационных
технологий; (М- 6, М- 11)
Составление памятки
по
соблюдению ЗОЖ (Код 1)
Р а б о т а
с
р е с у р с а м и
интернет по теме ЗОЖ (Код
2)
Создать
итоговую
работы
«Мы
за
здоровый
образ
ж и з н и »
в
ф о р м е
видеофильма
на ПК (Код
3)
Обращаю Ваше внимание, что реализация модульного обучения включает учащихся в
деятельность. К каждому заданию должны быть подобраны задания базового (Коды 1,2) и
повышенного (Код 3) уровней.