Напоминание

Дети с 4–6 лет


Автор: Афанасьева Вера Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: БМАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Березовский Свердловская обл.
Наименование материала: Речевая карта
Тема: Дети с 4–6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЧЕВАЯ КАРТА

Ф. И. ребенка _______________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________ гр. № ______ Дата обследования ___________________

Диагноз Н.Г._______________________________ К.Г ___________________________________

Общие сведения о родителях

Мать Ф.И.О. , возраст ____________________________________________________________________

Отец Ф.И.О., возраст _____________________________________________________________________

Общий анамнез

Протекание беременности и родов (без особенностей, резус – конфликт, токсикоз (1,2 половина), анемия,

инф., психич., венер. заболевания матери)

Вскармливание (естественное (до какого возраста)_______________, искусственное)

Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет(ППЦНС, ПЕП, ОРЗ, ОРВИ, ветряная оспа, бронхит,

ангина)_______________________________________________________________

Раннее развитие ребенка (без особенностей, с задержкой, терял сознания, были судороги,перенес рахит,

аллергия________________________________________________

Речевое развитие ребёнка (без особенностей, доречевое развитие с задержкой, фразовая речь с 3 лет)

__________________________________________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (причина)_____________________________________

Речевая среда _________________________________________________________________

Фиксирует ли внимание на дефекте ______________________________________________

Занимались ли ранее с логопедом______, с какого возраста_______, результаты логопедической

работы_________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций:

Слуховое внимание:

-Дифференциация звучащей игрушки (из 4х)____________________

- Определение направление источника звука______________________________________

Зрительное восприятие:

-Показ основных цветов и подбор картинок

белый

черный

красный

желтый

зеленый

синий

розовый

сиреневый

оранжевый

Коричневый

Зрительно – пространственный гнозис и праксиз:

Показать – правую и левую руку____, пр. и левую ногу_____, правое и левое ухо____, правый и левый

глаз_____, правой рукой левое ухо_____.

Показать предметы, которые находятся слева____, справа____, вверху_____,внизу_____,впереди______,

сзади_________.

Ориентировка на листе бумаги: середина_______ , левый нижний угол_______ , левый верхний угол____

правый нижний угол___________________ , правый верхний угол_________________ .

Разрезная картинка из 5-8 частей __________________________________________________________

Геометрические формы __________________________________________________________________

4й лишний – яблоко, груша, огурец, лимон. _____________ -собак, слон, кот, корова__________________

Вывод:______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1.

Состояние общей моторики

Выводы: 1 - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза

2- выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе

3– неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все

задания выполняются

4- не способен выполнить движения

Состояние мелкой моторики: ведушая рука (правая, левая, амбидекстр)

Выводы: 1- выполняет движения в полном объёме, в нормальном темпе

2- заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

3-наличие синкенезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений

4- отказывается от выполнения задания

Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение

зубного ряда

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения

(нижний

зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),

перекрёстный

(смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания

между зубными рядами),

сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,

высокое

(готическое, куполообразное, глубокое), узкое

Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель,

раздвоенное.

Язык: нормальное строение, географический, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий,

узкий,

массивный, девиация кончика влево- вправо, гиперкинезы, синкенизии, саливация, гипертрофия

корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка.

Общее звучание речи: - темп (N, замедленный,ускоренный)______________

- голос (N, тихий, чрезмерно громкий, нозализованный, истощающийся)

- дыхание (верхнеключичное (когда вдыхает, поднимает плечи – не эффективный); грудное (в основном

дышит грудью); диафрагмальное (верхнее и нижнее диафрагмальное дыхание животом – N)

-разборчивость___________________________________________________________________

Примечания: ______________________________________________________________________________

Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог)___________________________________________ ______________

Состояние слуха (отоларинголог) _______________________________________________________________

Состояние зрения (окулист) ____________________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)___________________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________О

бщее развитие ребёнка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,

не

соответствует возрасту.

2.

Состояние артикуляционной и мимической мускулатуры

Выводы: - Объем движений полный, неполный, нарушен. -Точность выполнения: сохранна, нарушена.

-Темп выполнения: нормальный, замедленный, ускоренный. -Наличие синкенизий: нет, есть.

1

балл. Не выполняет движения.

2

балла. Выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии,

гиперкинезы.

3

балла. Выполняет замедленно и напряженно.

4

балла. Правильно выполняет движения.

3. Звукопроизношение

Начало года

Конец года

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Другие звуки

Уровни

Звукопроизн. не нарушено -4

Изолированно и отраженно произносит

правильно, но иногда подвергает звук замене

или искажению - 3

Фонет. деф-т, моном.нар-ие

Нар. промз. одной группы звуков -2

Нар. промз. Двух- трех групп звуков -1

Фонологический дефект,

полиморфное нарушение.

Нар. промз. 4 и более групп звуков -0

(подчеркнуть)

4.

Слоговая структура слова

Произношение слов сложного слогового

состава

Капуста (4)

Пуговица (4)

Аквариум (5)

Сковорода (5)

Велосипед (5)

Парикмахер (6)

Милиционер (6)

Произношение предложений

Мотоциклист едет на мотоцикле. (4)

Птенчик весело щебечет. (4)

Водопроводчик чинит водопровод. (5)

Велосипедист едет по тротуару. (5)

Экскурсовод проводит экскурсию. (6)

Милиционер регулирует движение. (6)

Уровни

5.

Фонематическое восприятие,

анализ и синтез

Фонематический анализ

Выделение звука в начале слова

Аист

Облако

Утка

Суп

Кот

Выделение последнего звука в слове

Мак

Стул

Луна

Шары

Кот

Уровни

Фонематический синтез

Составление слов из звуков, данных в

правильной последовательности

[м]; [а]; [к]

[д]; [о]; [м]

[р]; [у]; [к]; [а]

[к]; [а]; [ш]; [а]

[у]; [з]; [о]; [р]

Составление слов из звуков, данных в

нарушенной последовательности

[с]; [к]; [о]:

[о] ; [ к] ;[т]:

[н]; [с]; [о]:

[а]; [м]; [м]; [а]:

[а]; [п]; [а]; [п]:

Уровни

Фонематические представления

Подобрать слово на заданный звук

[с]

[з]

[ш]

[ж]

[р]

Отобрать картинки с заданным звуком

[ц]

[ч]

[л]

[щ]

[р]

Уровни

7. Грамматический строй речи

1.Словоизменение

Преобразование существительных ед.ч. во

мн.ч

Дом- , стол-, кот-, кукла, рука (4)

Ухо-, глаз-, рот-, река-, кольцо-(5)

Лев-, лист-, стул-, воробей-, дерево-, пень(6)

Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)

«Что есть у мальчика?» «Чего нет у

мальчика?» Кому мальчик дает мяч?» Что ты

видишь на картинке?» « О ком думает кошка»

(4)

(много чего?)

Шаров, ключей, берез, ложек, окон (5)

Карандашей, листьев, книг, вилок, ведер. (6)

Согласование числительных 2 и 5 с

существительными:

Два кота-, две машины-(4)

Два мяча-, две розы- , два окна- (5)

Два пня-…, два воробья-, две шали-, два

ведра-(6)

2. Словообразование

Уменьшительно-ласкательной формы

существительных и прилагательных

Стол -, сумка, ведро (4)

Забор-, носок-, лента-, окно-(5)

Палец-, изба-, крыльцо-, кресло- (6)

белый -

мягкий –

Образование прилагательных от

существительных (6 лет)

Стена из кирпича – кирпичная, а аквариум

Аквариум из стекла –

Книга из бумаги –

Бочка из дерева –

Гора из снега –

Согласование с предлогами

Где стоит ваза? Где лежат фрукты?

У кого мячик? (4)

Где сидит снегирь? Где стоит машина?

Укого кукла? Где стоит коза? (5)

Где лежит мяч? «Где летает бабочка»,

«Откуда вылетает птичка?», «Откуда прыгает

птичка?» (6)

Уровни

6. Словарный запас

Назвать по восприятию

Брови

Локоть

Грудь

Подбородок Плечо Затылок

Назвать детенышей (номинативный

словарь)

У кошки –, у лисы-, у утки-, у слонихи-, у

зайчихи- (4 г.)

У волчихи-, у козы-, у бельчихи-, у

медведицы- (5)

у бобрихи-, у барсучихи-, у собаки-, у

коровы- (6)

Антонимы

Длинная-

Большой -

Чистая -

Узкая -

Тишина -

Обобщающие понятия

Обувь –

Овощи –

Фрукты –

Мебель –

Транспорт –

Уровни

8. Связная речь

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

С кем ты живёшь?

Кто работает в твоей семье? А кто учится?

Есть ли у тебя брат (сестра)?

Помогаешь ли ты взрослым дома?

С кем ты дружишь в детском саду?

Какая у тебя любимая сказка? О чём она?

Чем ты больше всего любишь заниматься?

Вывод:

Пересказ

Вывод:

оценка смысловой целостности:

–воспроизведены все смысловые звенья

– смысловые звенья воспро-изведены с

незначительными сокращениями

– пересказ неполный, имеются значительные

сокращения –

невыполнение задания

оценкалекс.грамматического оформления:

– рассказ составлен без нарушений лексических

и грамматических норм

– пересказ не содержит аграмматизмов, но

наблюдается стереотипность высказывания

– отмечаются аграмматизмы, повторы,

неадекватные замены

– пересказ недоступен

оценка самост-ности выполнения:

-самосто-ный пересказ

– пересказ после минимальной помощи (1-2

вопроса)

– пересказ по вопросам

– пересказ недоступен

оценка смысловой целостности:

–воспроизведены все смысловые звенья

– смысловые звенья воспро-изведены с

незначительными сокращениями

– пересказ неполный, имеются значительные

сокращения

– невыполнение задания

оценкалекс.грамматического оформления:

– рассказ составлен без нарушений лексических

и грамматических норм

– пересказ не содержит аграмматизмов, но

наблюдается стереотипность высказывания

– отмечаются аграмматизмы, повторы,

неадекватные замены

– пересказ недоступен

оценка самост-ности выполнения:

-самосто-ный пересказ

– пересказ после минимальной помощи (1-2

вопроса)

– пересказ по вопросам

– пересказ недоступен

Рассказ по серии сюжетных картинок

Вывод:

оценка смысловой целостности:

– рассказ соответствует ситуации, имеет все

смысловые звенья, располагается в

правильной последовательности

– допускается незначительное искажение

ситуации, неправильное воспроизведение

причинно-следственных связей

– выпадение смысловых звеньев, существенные

искаженья –

отсутствие рассказа

оценка лексико-

грамматическогооформления:

– рассказ оформлен грамматически правильно

– рассказ составлен без аграмматизмов, но

наблюдается стереотипность оформления,

неточное употребление слов

– наблюдается аграмматизм, стереотипность

выполнения, неадекватное использование слов

– рассказ не оформлен

оценка самостоятельности выполнения:

- самос-тельно подбирает и располагает

картинки

– картинки располагает со стимулирующей

помощью

–раскладывание картинок и составление

рассказа по наводящим вопросам

– задание недоступно даже при наличии

помощи

оценка смысловой целостности:

– рассказ соответствует ситуации, имеет все

смысловые звенья, располагается в

правильной последовательности

– допускается незначительное искажение

ситуации, неправильное воспроизведение

причинно-следственных связей

– выпадение смысловых звеньев, существенные

искаженья –

отсутствие рассказа

оценка лексико-

грамматическогооформления:

– рассказ оформлен грамматически правильно

– рассказ составлен без аграмматизмов, но

наблюдается стереотипность оформления,

неточное употребление слов

– наблюдается аграмматизм, стереотипность

выполнения, неадекватное использование слов

– рассказ не оформлен

оценка самостоятельности выполнения:

- самос-тельно подбирает и располагает

картинки

– картинки располагает со стимулирующей

помощью

–раскладывание картинок и составление

рассказа по наводящим вопросам

– задание недоступно даже при наличии

помощи

Уровни:

Результаты логопедического обследования

А

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

В

Логопедическое заключение:

Начало года

Конец года

зачисление

выпуск

логопед

А – уровни:

4- Высокий , 3-выше среднего, 2- средний, 1- ниже среднего, 0- низкий

В

1.общая и мелкая моторика

2. мимическая и артикуляционная моторика

3. фонематический слух

4. слоговая структура слова

5. звукопроизношение

6. словарный запас

7. грамматический строй речи

8. связная речь



В раздел образования