Автор: Косьян Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ 36
Населённый пункт: посёлок Степной
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Применение ИКТ на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Разработка урока по русскому языку в 7 классе.
Тема: Буква ь после шипящих на конце наречий.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их
знания по теме «Буква ь после шипящих на конце слов разных частей речи».
Оборудование: мультимедийная система, презентация, разноуровневые
карточки, сигнальные карточки, репродукция картины К.Юона «Конец зимы.
Полдень».
Ход урока.
I. 1. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока:
Слайд 1. Ребята, тема нашего урока «Буква ь после шипящих на конце
наречий». А цель урока - не только познакомиться с новой орфограммой, но и
вспомнить о правописании ь после шипящих на конце слов разных частей
речи, подвести итог нашему знакомству с буквой ь.
II. 1. Новое правило запомнить легко:
Слайд 2. БУКВА Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдешь,
кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
2. Открываем учебник, находим § 44 на стр. 120.
Чтение правила (орфограмма № 63). Как выделяется орфограмма? Что
подчеркивается?
3. а) Давайте познакомимся с этимологией наречия НАСТЕЖЬ
Слайд 3.
б) Учитывая этимологию слова настежь, подберите антонимы из
других частей речи.
(Застежка, застегивать).
Настежь - на
«стеж» (крюк)
буквально на
«дверном крюке»,
то есть «открыто»
4. Упр. 263 - выполняют письменно, самостоятельно, выделяют
орфограмму.
Какое наречие вы написали без ь? Прочитайте остальные наречия.
Слайд 5. Проверка упражнения
5. Упр. 264 (устно).
Прочитайте стихотворение Козловского «Исключение из правил».
Сформулируйте на основе стихотворения правило о мягком знаке
после шипящих на конце наречий.
III. 1. А теперь давайте вспомним, что мы знаем о написании ь после
шипящих.
Слайд 6. Внимательно посмотрите на таблицу.
В словах какой колонки всегда пишется ь?
В какую колонку мы допишем наречия уж, замуж, невтерпёж?
Слайд 7. Давайте проверим.
ь
ь
сущ. ж.р. 3 скл.
глаголы
наречия
сущ м.р.
сущ р.п. мн.ч
кратк. прилаг.
наречия уж, замуж, невтерпёж
2. Работа с текстом по картине.
Цель: развивать речеведческие и правописные умения и навыки.
Найдите в учебнике репродукцию картины К.Юона «Конец зимы.
Полдень».
У учащихся на партах лежат разноуровневые карточки (для
слабоуспевающих учащихся – с подсказками, для сильных учащихся –
деформированный текст).
Давайте познакомимся с текстом (один учащийся читает вслух).
Докажите, что это текст.
Определите стиль текста.
Какие художественно-изобразительные средства языка использованы в
тексте?
Выполните задание.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Цель: закрепить правописание ь на конце слов после шипящих,
повторить знаки препинания при однородных членах, в сложном
предложении, при деепричастном обороте.
После выполнения задания - р/р.
Слайд 8. Какие мысли возникли у вас при рассматривании картины Юона?
Составьте и запишите предложение по началу: Глядя на картину Юона, я
думаю…
3. Диктант с сигнальными карточками «Светофор».
У учащихся и учителя по две сигнальных карточки:
зеленая красная
Давайте повторим правила дорожного движения.
На какой свет светофора можно переходить через дорогу?
На какой - нельзя переходить?
Так мы с вами и будем делать. Я буду называть слова, вы будете поднимать
соответствующую карточку. Если я подниму зеленую - значит всё верно,
можно
двигаться
дальше.
Если
красную,
значит
«СТОП»,
движение
запрещено.
Сомневаешься, смерч, горечь, наотмашь, знаешь, горяч, замуж, роскошь,
торопишься, запечь, груш, навзничь, колюч, отрежь, мелочь, вещь, невтерпёж,
училищ, обеспечь, вскачь, овощ, пахуч, помнишь, из-за туч, прочь, финиш,
дрожь, настежь.
4. Найдите соответствие.
На экране мы видим вопросы, под ними – части речи. Дайте правильный
ответ. Переместите прямоугольники с частями речи к соответствующему
вопросу.
Слайд 9.
В словах какой части речи ВСЕГДА
пишется Ь?
В словах какой части речи НИКОГДА не
пишется Ь?
К какой части речи относятся слова
настежь, навзничь, прочь?
В словах какой части речи написание Ь
после шипящих зависит от рода, числа и
падежа?
Ь
Ь
ГЛАГОЛ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
НАРЕЧИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия: заполнение анкет.
IV. Домашнее задание.
Дома я предлагаю вам вспомнить содержание сегодняшнего урока,
репродукцию картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» и написать
небольшое сочинение - миниатюру «Зимнее утро». Постарайтесь использовать
в сочинение слова, оканчивающиеся на шипящий звук.