Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
Игра 1. «Буквенный светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление,
ловкость и быстроту реакций.
Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую
букву.
Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети,
которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный
последним становится на место водящего.
Игра 2. «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение,
выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он задаёт
букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра 3. «Слова-друзья»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать
мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук —
журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит,
чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
Игра 4. «Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать
мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени
также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я
люблю ириски».
Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать
мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит
из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке
первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.
Игра 6. «Как зовут детей?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать
мыслительные операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при
помощи картинок так, что первый звук
картинки составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты.
Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой
картинке.
Игра 7. «Телевизор»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать
мыслительные операции анализа и сравнения.
Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с
надписями,
например,
МАК).
Внизу
под
телевизором
кармашки,
куда
вставляются
карточки
с
картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК).
После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый
звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует
букве в изображении на телевизоре.
Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать
мыслительные операции.
Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый
звук которых соответствует букве слова и др.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они
состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной
картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.
Игра 9. «Мамина сумка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых
есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры,
сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.
Игра 10. «Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ;
развивать мыслительные операции, память.
Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.
Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на
А (показывает
карточку
с
буквой
А),
второй
—
на
И.
Как
их
могли
звать?
Дети
придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на
Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками,
польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и
варенье)».
Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.
Игра 11. «Кольца Луллия»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать
мыслительные операции.
Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут
вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге
— картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)
Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками,
расположенными на внешнем круге.
Игра 12. «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по
определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал:
ряд
картинок
по
4
шт.
в
каждом,
где
только
в
трёх
картинках
первый
звук
слова
совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук
совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
Игра 13. «Доскажи словечко»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют
первый звук в слове.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик).
Где обедал воробей
В зоопарке у… (зверей).
Шла коза по мостику
И виляла… (хвостиком).
Игра 14. «Загадки»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: загадки.
Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
Зимой — белый,
Летом — серый. (Заяц.)
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.)
Игра 15. «Мозаика»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;
развивать мыслительные операции.
Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы,
начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте
только те картинки, у которых первый звук [м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД,
МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает
собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА;
шмель — одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк — предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД;
собака — еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)
Игра 16. «Клад»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: картинка с изображением драгоценностей.
Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и
спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут
предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:
— Этот предмет кукла?
— Нет.
— Ковёр?
— Да.
Дети находят под ковром картинку с кладом.
Игра 17. «Где спрятались домашние животные?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;
развивать мыслительные операции.
Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ —
СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.).
Ход
игры.
Воспитатель
говорит,
что
домашние
животные
решили
пошутить:
они
спрятались
за
картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда спрятались звери? Вот подсказка:
первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется.
Игра 18. «В путешествие»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;
развивать мыслительные операции.
Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном — С, на другом — Ш.
Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф,
шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).
Ход игры. Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас
помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с"], а Шуре,
где есть звук [ш]. Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают
их по чемоданам.
Игра 19. «Лото»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать
мыслительные операции, память.
Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены
картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку
лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.
Игра 20. «Рассели животных по домикам»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с
буквой; развивать мыслительные операции, память.
Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены
буквы.
Ход игры. Воспитатель говорит, что животные просят детей заселить их в домики, где изображены
буквы. Потом предлагает детям взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так,
чтобы первый звук животного на картинке соответствововал букве.
Игра 21. «Я купила в магазине»
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;
развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.
Материал: микрофон.
Ход
игры.
Дети
становятся
в
круг,
воспитатель
начинает
игру
с
фразы «Я
купила
в
магазине
АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего
слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.
Игра 22. «Аналогии»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память,
внимание, фонематический слух.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих
первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН,
САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество
слов.
Игра 23. «Теремок»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память,
внимание, фонематический слух.
Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар,
Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона).
Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев
теремка, сам стучится в теремок: «Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои
ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я —
Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут
картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами: «Тук-тук, теремок, это я, твой
дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой
приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка — твой дружок».
Игра24. «Кузовок»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.
Материал: корзинка, фишки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те
слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и
местонахождение).
«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик,
клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Воспитатель поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого
больше фишек.
Игра 25. «Азбука упала»
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции,
память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко.
Соберите буквы и правильно их напишите.
Игра 26. «Буквы спрятались»
Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память,
внимание.
Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их
отыскать и записать на доске.
Игра 27. «Письмо на ладошке»
Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка
— «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.
Игра 28. «Найди ошибку»
Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв;
развивать память, внимание.
Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.
Ход игры. Воспитатель указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок,
когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.
Игра 29. «Начерти в воздухе букву»
Цель:
развивать
у
детей
зрительное
и
пространственное
представление
букв,
память,
внимание,
воображение.
Материал: не требуется.
Ход
игры.
Воспитатель
говорит: «Ребята,
представьте,
что
некоторые
части
вашего
тела
превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут
буквы:
указательным
пальцем;
кистью
руки;
ступнёй;
носом;
подбородком;
локтем;
ухом;
можно
задействовать и другие части тела.
Игра 30. «Составь букву из элементов»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: счётные палочки.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов
— двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».
Игра 31. «Накорми птенца»
Цель: учить составлять букву из элементов, развивать память, внимание, воображение, выразительность
имитационных движений.
Материал: карточки с изображением букв, где каждый элемент буквы выделен разным цветом; палочки,
соответствующие по цвету элементам буквы на картинке.
Ход игры. Дети делятся на команды в зависимости от количества элементов в букве (например, буква Ш
состоит из 4-х элементов, значит, в команде 4 человека). Детям даётся шаблон, где изображена буква, а
также цветные палочки (полоски)— это червячки, которыми птицы должны накормить птенцов. Птицы
летают, потом воспитатель даёт команду: «За червячками лети!». Дети берут элементы (цветные
полоски) и летят в гнездо кормить своих птенцов (выстраивают из элементов букву).
Игра 32. «Маша-растеряша»
Цель:
развивать
у
детей
зрительное
и
пространственное
представление
букв,
память,
внимание,
воображение.
Материал: счётные палочки или хворост.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом,
но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше
собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:
Маша по лесу гуляла,
В лесу хворост растеряла,
Ты Машуле помоги:
Буквы в хворост собери.
Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 5 хворостинок и составляют определённую букву.
Игра 33. «Зашифрованная буква»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.
Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде
воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.
Игра 34. «Угадай букву по описанию»
Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них.
Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной
короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья,
короткая, палочка всегда их скрепяет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква
похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.
Игра 35. «Реклама буквы»
Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание,
воображение.
Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей
схеме:
— название буквы;
— из каких элементов состоит;
— на что похожа;
— какие слова с неё начинаются.
Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна
к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома,
акулу.
Она
содержится
в
самых
вкусных
словах (арбуз,
абрикос,
ананас,
айва);
в
самых
быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».
Игра 36. «Да-нет-ка с алфавитом»
Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать
мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход
игры.
Воспитатель
показывает
алфавит,
загадывает
букву.
Дети
должны
её
отгадать,
задавая
вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет».
Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.
Игра 37. «Теремок»
Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.
Материал: ТРИЗовский домик, карточки с буквами.
Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него заселяются буквы. Дети разбиваются на
пары, подходят к столу, берут каждый себе по букве и ставят на одном этаже. После этого один ребёнок
называет, чем схожи буквы, а второй — отличия.
Например, буквы Т и Г. Первый ребёнок говорит: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё
длиннее верхняя перекладинка, и названием». Второй добавляет: «Буква Т схожа с буквой Г тем, что
обе состоят из двух элементов». И т.д.
Игра 38. «Холодно-горячо»
Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём задавания
ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут
в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква
находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.
Игра 39. «Магазин»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.
Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с
тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир,
он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с
капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью
хлопков.)
Игра 40. «Рассели животных по домикам»
Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.
Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.
Ход игры. Воспитатель показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов.
Детям необходимо взять по картинке и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых
один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя
окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.
Игра 41. «Имена»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).
Ход игры. Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик
с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя
окнами и т.д.
Игра 42. «Пирамида»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать
мышление, речь.
Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё
выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.
Ход игры. Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так,
чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.
Игра 43. «Домик»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.
Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На
первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д.
Дети определяют количество слогов и расселяют животных.
(См. рисунки к играм 19, 20.)
Игра 44. «Часы»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки
— короткая и длинная.
Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово
короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку. Длинное слово состоит из двух и
более слогов, а короткое — из одного.
Игра 45. «Молчанка»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой
предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово при помощи хлопков, проверяя,
правильно ли ведущий выполнил задание, затем ищут предметы с длинными словами.
Игра 46. «Короткое или длинное?»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при
длинных — тихо стучат по коленкам.
Игра 47. «Какие предметы в комнате?»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: медальоны для двух команд ( «Мак» и «Ромашки»).
Ход игры. Дети делятся на команды ( «Мак» и «Ромашки»). Участники команды «Мак» ходят по группе
и ищут предметы с короткими словами, где 1—2 слога, а «Ромашки» — с длинными словами, где более
2-х слогов. Названия каждого предмета измеряют при помощи хлопков.
Игра 48. «Буратино»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: кукла Буратино или его изображение на картинке.
Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не
может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всё путает.
Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое
слово короче, а какое длиннее.
Игра 49. «Дети, в школу собирайтесь!»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука,
ручка, линейка, пенал, точилка, каран-даш, ластик и др.
Ход игры. Ведущий говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные
принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два
портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во
второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности,
определяют
количество
слогов
в
словах
и
раскладывают
предметы
по
портфелям.
Воспитатель
спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор
тем, что в этих словах только один слог.
Игра 50. «Цветы — в вазу»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать
мыслительные операции.
Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис,
флокс, мимоза, медуница и др.
Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных
цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей
расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу,
если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением
цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.
Игра 51. «Поищи слово»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова;
развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Материал:
карточки
со
словами:
НОСОК,
ВОРОБЕЙ,
ЖИВОТНОЕ,
МАШИНА,
БАЛАЛАЙКА,
ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их
найти,
необходимо
длинное
слово
сказать
по
слогам
и
отыскать
короткое.
Например: «В
слове
«НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.
Игра 52. «Шаг вперёд»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать
мыслительные операции.
Материал: сигналы красного и зелёного цвета.
Ход
игры.
Дети
выстраиваются
в
шеренгу
лицом
к
педагогу
в
4—5
метрах
от
него.
Ведущий
говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если
задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если
ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый
дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».
Игра 53. «Пропустит ли Змей Горыныч звук?»
Цель: упражнять детей в различении на слух гласных и согласных звуков; развивать мыслительные
операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии, Змея Горыныча и двух
королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; мяч.
Ход игры. Ведущий после прочтения сказки про звуки говорит: «Я буду каждому из вас бросать мяч и
называть звук, а вы определять, к кому из героев относится звук. Если Змей Горыныч пропускает звук и
его можно пропеть, то это гласный звук, он относится к королеве Гласной. Если звук нельзя пропеть и
он звучит твёрдо — к старшему брату Согласному в синей одежде, если звук нельзя пропеть, его Змей
Горыныч не пропускает и он звучит мягко, то — к младшему брату Согласному в зелёной одежде.
Игра 54. «В каком королевстве живёт звук?»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука
в
слове;
развивать
мыслительные
операции,
фонематический
слух;
подготавливать
детей
к
звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в
синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.
Ход
игры.
Ведущий
говорит
детям,
что
им
необходимо
разложить
картинки
с
предметами
по
королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он
тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо —
к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной
одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.
Игра 55. «Кубик»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука
в
слове;
развивать
мыслительные
операции,
фонематический
слух;
подготавливать
детей
к
звуковому анализу слова.
Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две
грани каждого цвета).
Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части
грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:
1.
дети
называют
характеристику
звуков.
Например,
выпал
синий
цвет
на
грани
кубика
— «Согласный твёрдый»);
2.
пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
3.
называют
слова
с
заданной
характеристикой
звука. «Синий
—
согласный
твёрдый,
например: [р] — рак или [к] — кот».
Игра 56. «Потерялись животные»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука
в
слове;
развивать
мыслительные
операции,
фонематический
слух;
подготавливать
детей
к
звуковому анализу слова.
Материал:
медальоны
с
изображением
животных,
рисунки
с
изображением
трёх
домов (красного,
синего и зелёного цвета).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо
определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует
характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный
мягкий.
Игра 57. «Животные ищут друзей»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных
согласных
по
твёрдости-мягкости;
развивать
мыслительные
операции,
фонематический
слух;
подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка,
белка, бобёр, индюк, иволга).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось
бюро друзей, где каждый может вы-брать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные
относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] —
медведь [м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.
(См. рисунок к игре 20.)
Игра 58. «Магазин»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому
анализу слова.
Материал:
кошельки,
сделанные
из
бумаги
методом
оригами
по
количеству
играющих
детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением
разных предметов.
Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и
зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона
трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу,
берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая
по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный —
согласный мягкий).
Игра 59. «Помогите Незнайке»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому
анализу слова.
Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с
изображением разных предметов.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них
кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак
не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке
разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на
гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.
Игра 60. «Моя находка»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого
звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому
анализу слова.
Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).
Ход игры. Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те
предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне».
Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный
мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.
Игра 61. «Радио»
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции,
речь; упражнять в звуковом анализе слова.
Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.
Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из
которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить,
какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и
говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».
Игра 62. «Разложи по обручам»
Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции,
речь.
Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить
буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы,
обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг-кие (Й, Ч, Щ);
на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные
твёрдые и мягкие; на пересечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).
Игра 63. «Раз, два, три — парочку свою найди!»
Цель:
упражнять
детей
в
выделении
первого
звука
в
слове,
нахождении
схожих
звуков,
парных
согласных
по
твёрдости-мягкости;
развивать
мыслительные
операции,
фонематический
слух;
подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка,
белка, бобёр, индюк, иволга и др.).
Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три —
парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии
слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали.
Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] — медведь[м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.
Игра 64. «Верно— неверно»
Цель:
закреплять
знания
детей
о
звуковой
характеристике
букв;
учить
внимательно
слушать
утверждения
и
самостоятельно
делать
вывод,
аргументируя
свой
выбор;
развивать
мыслительные
операции, речь.
Материал: не требуется.
Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться
или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:
— слово «кот» начинается с гласного звука;
— в слове «лиса» два слога;
— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
— гласный звук обозначается синей фишкой;
— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;
— слово «малина» состоит из трёх слогов;
— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
Игра 65. «Портреты звуков»
Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать
мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.
Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот
портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко
раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в
трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети
должны догадаться, какой это звук.