Напоминание

"Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы"


Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Игра 1. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление,

ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую

букву.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети,

которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный

последним становится на место водящего.

Игра 2. «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение,

выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он задаёт

букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать

мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук —

журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит,

чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

Игра 4. «Имена»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать

мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени

также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я

люблю ириски».

Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать

мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит

из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке

первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

Игра 6. «Как зовут детей?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать

мыслительные операции.

Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при

помощи картинок так, что первый звук

картинки составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты.

Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой

картинке.

Игра 7. «Телевизор»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать

мыслительные операции анализа и сравнения.

Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с

надписями,

например,

МАК).

Внизу

под

телевизором

кармашки,

куда

вставляются

карточки

с

картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК).

После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый

звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует

букве в изображении на телевизоре.

Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать

мыслительные операции.

Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый

звук которых соответствует букве слова и др.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они

состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной

картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.

Игра 9. «Мамина сумка»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых

есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры,

сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.

Игра 10. «Сестрички»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ;

развивать мыслительные операции, память.

Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.

Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на

А (показывает

карточку

с

буквой

А),

второй

на

И.

Как

их

могли

звать?

Дети

придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на

Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками,

польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и

варенье)».

Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.

Игра 11. «Кольца Луллия»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать

мыслительные операции.

Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут

вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге

— картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)

Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками,

расположенными на внешнем круге.

Игра 12. «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по

определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал:

ряд

картинок

по

4

шт.

в

каждом,

где

только

в

трёх

картинках

первый

звук

слова

совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук

совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.

Игра 13. «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют

первый звук в слове.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

Игра 14. «Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: загадки.

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

Игра 15. «Мозаика»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;

развивать мыслительные операции.

Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы,

начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки.

Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте

только те картинки, у которых первый звук [м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД,

МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает

собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА;

шмель — одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк — предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД;

собака — еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)

Игра 16. «Клад»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: картинка с изображением драгоценностей.

Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и

спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут

предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:

— Этот предмет кукла?

— Нет.

— Ковёр?

— Да.

Дети находят под ковром картинку с кладом.

Игра 17. «Где спрятались домашние животные?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;

развивать мыслительные операции.

Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ —

СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.).

Ход

игры.

Воспитатель

говорит,

что

домашние

животные

решили

пошутить:

они

спрятались

за

картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда спрятались звери? Вот подсказка:

первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется.

Игра 18. «В путешествие»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;

развивать мыслительные операции.

Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном — С, на другом — Ш.

Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф,

шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).

Ход игры. Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас

помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с"], а Шуре,

где есть звук [ш]. Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают

их по чемоданам.

Игра 19. «Лото»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать

мыслительные операции, память.

Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены

картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку

лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.

Игра 20. «Рассели животных по домикам»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с

буквой; развивать мыслительные операции, память.

Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены

буквы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что животные просят детей заселить их в домики, где изображены

буквы. Потом предлагает детям взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так,

чтобы первый звук животного на картинке соответствововал букве.

Игра 21. «Я купила в магазине»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук;

развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Материал: микрофон.

Ход

игры.

Дети

становятся

в

круг,

воспитатель

начинает

игру

с

фразы «Я

купила

в

магазине

АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего

слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

Игра 22. «Аналогии»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память,

внимание, фонематический слух.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих

первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН,

САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество

слов.

Игра 23. «Теремок»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память,

внимание, фонематический слух.

Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар,

Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона).

Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев

теремка, сам стучится в теремок: «Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои

ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я —

Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут

картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами: «Тук-тук, теремок, это я, твой

дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой

приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка — твой дружок».

Игра24. «Кузовок»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

Материал: корзинка, фишки.

Ход игры. Воспитатель говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те

слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и

местонахождение).

«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик,

клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Воспитатель поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого

больше фишек.

Игра 25. «Азбука упала»

Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции,

память, внимание.

Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение:

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

И ударилась немножко.

Соберите буквы и правильно их напишите.

Игра 26. «Буквы спрятались»

Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память,

внимание.

Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их

отыскать и записать на доске.

Игра 27. «Письмо на ладошке»

Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка

«листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

Игра 28. «Найди ошибку»

Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв;

развивать память, внимание.

Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.

Ход игры. Воспитатель указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок,

когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.

Игра 29. «Начерти в воздухе букву»

Цель:

развивать

у

детей

зрительное

и

пространственное

представление

букв,

память,

внимание,

воображение.

Материал: не требуется.

Ход

игры.

Воспитатель

говорит: «Ребята,

представьте,

что

некоторые

части

вашего

тела

превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут

буквы:

указательным

пальцем;

кистью

руки;

ступнёй;

носом;

подбородком;

локтем;

ухом;

можно

задействовать и другие части тела.

Игра 30. «Составь букву из элементов»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: счётные палочки.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов

— двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».

Игра 31. «Накорми птенца»

Цель: учить составлять букву из элементов, развивать память, внимание, воображение, выразительность

имитационных движений.

Материал: карточки с изображением букв, где каждый элемент буквы выделен разным цветом; палочки,

соответствующие по цвету элементам буквы на картинке.

Ход игры. Дети делятся на команды в зависимости от количества элементов в букве (например, буква Ш

состоит из 4-х элементов, значит, в команде 4 человека). Детям даётся шаблон, где изображена буква, а

также цветные палочки (полоски)— это червячки, которыми птицы должны накормить птенцов. Птицы

летают, потом воспитатель даёт команду: «За червячками лети!». Дети берут элементы (цветные

полоски) и летят в гнездо кормить своих птенцов (выстраивают из элементов букву).

Игра 32. «Маша-растеряша»

Цель:

развивать

у

детей

зрительное

и

пространственное

представление

букв,

память,

внимание,

воображение.

Материал: счётные палочки или хворост.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом,

но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше

собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери.

Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 5 хворостинок и составляют определённую букву.

Игра 33. «Зашифрованная буква»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде

воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

Игра 34. «Угадай букву по описанию»

Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них.

Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной

короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья,

короткая, палочка всегда их скрепяет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква

похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»

Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

Игра 35. «Реклама буквы»

Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание,

воображение.

Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей

схеме:

— название буквы;

— из каких элементов состоит;

— на что похожа;

— какие слова с неё начинаются.

Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна

к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома,

акулу.

Она

содержится

в

самых

вкусных

словах (арбуз,

абрикос,

ананас,

айва);

в

самых

быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».

Игра 36. «Да-нет-ка с алфавитом»

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать

мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход

игры.

Воспитатель

показывает

алфавит,

загадывает

букву.

Дети

должны

её

отгадать,

задавая

вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет».

Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.

Игра 37. «Теремок»

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: ТРИЗовский домик, карточки с буквами.

Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него заселяются буквы. Дети разбиваются на

пары, подходят к столу, берут каждый себе по букве и ставят на одном этаже. После этого один ребёнок

называет, чем схожи буквы, а второй — отличия.

Например, буквы Т и Г. Первый ребёнок говорит: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё

длиннее верхняя перекладинка, и названием». Второй добавляет: «Буква Т схожа с буквой Г тем, что

обе состоят из двух элементов». И т.д.

Игра 38. «Холодно-горячо»

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём задавания

ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут

в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква

находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.

Игра 39. «Магазин»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с

тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир,

он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с

капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью

хлопков.)

Игра 40. «Рассели животных по домикам»

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов.

Детям необходимо взять по картинке и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых

один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя

окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.

Игра 41. «Имена»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).

Ход игры. Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик

с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя

окнами и т.д.

Игра 42. «Пирамида»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать

мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё

выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры. Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так,

чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.

Игра 43. «Домик»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На

первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д.

Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

(См. рисунки к играм 19, 20.)

Игра 44. «Часы»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки

— короткая и длинная.

Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово

короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку. Длинное слово состоит из двух и

более слогов, а короткое — из одного.

Игра 45. «Молчанка»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой

предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово при помощи хлопков, проверяя,

правильно ли ведущий выполнил задание, затем ищут предметы с длинными словами.

Игра 46. «Короткое или длинное?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при

длинных — тихо стучат по коленкам.

Игра 47. «Какие предметы в комнате?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: медальоны для двух команд ( «Мак» и «Ромашки»).

Ход игры. Дети делятся на команды ( «Мак» и «Ромашки»). Участники команды «Мак» ходят по группе

и ищут предметы с короткими словами, где 1—2 слога, а «Ромашки» — с длинными словами, где более

2-х слогов. Названия каждого предмета измеряют при помощи хлопков.

Игра 48. «Буратино»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: кукла Буратино или его изображение на картинке.

Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не

может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всё путает.

Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое

слово короче, а какое длиннее.

Игра 49. «Дети, в школу собирайтесь!»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука,

ручка, линейка, пенал, точилка, каран-даш, ластик и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные

принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два

портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во

второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности,

определяют

количество

слогов

в

словах

и

раскладывают

предметы

по

портфелям.

Воспитатель

спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор

тем, что в этих словах только один слог.

Игра 50. «Цветы — в вазу»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать

мыслительные операции.

Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис,

флокс, мимоза, медуница и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных

цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей

расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу,

если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением

цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

Игра 51. «Поищи слово»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова;

развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Материал:

карточки

со

словами:

НОСОК,

ВОРОБЕЙ,

ЖИВОТНОЕ,

МАШИНА,

БАЛАЛАЙКА,

ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их

найти,

необходимо

длинное

слово

сказать

по

слогам

и

отыскать

короткое.

Например: «В

слове

«НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.

Игра 52. «Шаг вперёд»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать

мыслительные операции.

Материал: сигналы красного и зелёного цвета.

Ход

игры.

Дети

выстраиваются

в

шеренгу

лицом

к

педагогу

в

4—5

метрах

от

него.

Ведущий

говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если

задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если

ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый

дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».

Игра 53. «Пропустит ли Змей Горыныч звук?»

Цель: упражнять детей в различении на слух гласных и согласных звуков; развивать мыслительные

операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии, Змея Горыныча и двух

королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; мяч.

Ход игры. Ведущий после прочтения сказки про звуки говорит: «Я буду каждому из вас бросать мяч и

называть звук, а вы определять, к кому из героев относится звук. Если Змей Горыныч пропускает звук и

его можно пропеть, то это гласный звук, он относится к королеве Гласной. Если звук нельзя пропеть и

он звучит твёрдо — к старшему брату Согласному в синей одежде, если звук нельзя пропеть, его Змей

Горыныч не пропускает и он звучит мягко, то — к младшему брату Согласному в зелёной одежде.

Игра 54. «В каком королевстве живёт звук?»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука

в

слове;

развивать

мыслительные

операции,

фонематический

слух;

подготавливать

детей

к

звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в

синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.

Ход

игры.

Ведущий

говорит

детям,

что

им

необходимо

разложить

картинки

с

предметами

по

королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он

тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо —

к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной

одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.

Игра 55. «Кубик»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука

в

слове;

развивать

мыслительные

операции,

фонематический

слух;

подготавливать

детей

к

звуковому анализу слова.

Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две

грани каждого цвета).

Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части

грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:

1.

дети

называют

характеристику

звуков.

Например,

выпал

синий

цвет

на

грани

кубика

«Согласный твёрдый»);

2.

пробуют назвать сам звук — [р] или [к];

3.

называют

слова

с

заданной

характеристикой

звука. «Синий

согласный

твёрдый,

например: [р] — рак или [к] — кот».

Игра 56. «Потерялись животные»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука

в

слове;

развивать

мыслительные

операции,

фонематический

слух;

подготавливать

детей

к

звуковому анализу слова.

Материал:

медальоны

с

изображением

животных,

рисунки

с

изображением

трёх

домов (красного,

синего и зелёного цвета).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо

определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует

характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный

мягкий.

Игра 57. «Животные ищут друзей»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных

согласных

по

твёрдости-мягкости;

развивать

мыслительные

операции,

фонематический

слух;

подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка,

белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось

бюро друзей, где каждый может вы-брать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные

относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] —

медведь [м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

(См. рисунок к игре 20.)

Игра 58. «Магазин»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому

анализу слова.

Материал:

кошельки,

сделанные

из

бумаги

методом

оригами

по

количеству

играющих

детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением

разных предметов.

Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и

зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона

трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу,

берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая

по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный —

согласный мягкий).

Игра 59. «Помогите Незнайке»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому

анализу слова.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с

изображением разных предметов.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них

кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак

не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке

разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на

гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

Игра 60. «Моя находка»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого

звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому

анализу слова.

Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).

Ход игры. Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те

предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне».

Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный

мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.

Игра 61. «Радио»

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции,

речь; упражнять в звуковом анализе слова.

Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из

которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить,

какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и

говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

Игра 62. «Разложи по обручам»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции,

речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить

буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы,

обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг-кие (Й, Ч, Щ);

на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные

твёрдые и мягкие; на пересечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

Игра 63. «Раз, два, три — парочку свою найди!»

Цель:

упражнять

детей

в

выделении

первого

звука

в

слове,

нахождении

схожих

звуков,

парных

согласных

по

твёрдости-мягкости;

развивать

мыслительные

операции,

фонематический

слух;

подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка,

белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три —

парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии

слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали.

Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] — медведь[м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

Игра 64. «Верно— неверно»

Цель:

закреплять

знания

детей

о

звуковой

характеристике

букв;

учить

внимательно

слушать

утверждения

и

самостоятельно

делать

вывод,

аргументируя

свой

выбор;

развивать

мыслительные

операции, речь.

Материал: не требуется.

Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться

или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

— слово «кот» начинается с гласного звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей фишкой;

— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх слогов;

— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

Игра 65. «Портреты звуков»

Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать

мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.

Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот

портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко

раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в

трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети

должны догадаться, какой это звук.



В раздел образования