Напоминание

"Что значит семья для ребенка"


Автор: Носова Ольга Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Савинский Плесецкого района Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка информационного стенда для родителей
Тема: "Что значит семья для ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧТО ЗНАЧИТ

СЕМЬЯ

ДЛЯ РЕБЕНКА

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания - это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

Семья

и

семейные

отношения

играют

важнейшую

роль

в

психическом

и

личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй, все. Все знают и понимают, что

семья

незаменима

для

развития

ребенка.

Он

в

семье

появляется

полностью

беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей.

Семья определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и

детьми относится к самым сильным человеческим связям. Благополучию ребенка

способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений,

которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его

развитие. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и

эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в

себе, позитивного восприятия мира.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери,

отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его

так и не заботится столько о нем.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,

чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у

взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и

папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая,

отступают

от

этого

правила,

все

воспитание

может

пойти

насмарку.)

Дошкольник

видит

себя

глазами

близких

взрослых,

его

воспитывающих.

Семья для ребенка дошкольного возраста:

- это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут

считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина

подруга, папин друг. Ребенок - дошкольник, главным качеством члена семьи считает

непосредственное отношение к нему.

- это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом

семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а старший брат или кто-то

из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.

- это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если

семья ждет гостей, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает

на стол. Для ребенка - дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности.

Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта.

Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Отношение в семье

оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Семья - это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на

формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные

нормы, взгляды, идеи.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но жить без семьи никому невозможно!

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье,

что

их

любят,

значимы

они

для

родителей

или

нет,

как

они

сами

относятся

к

родителям. На основе своего жизненного опыта, а также оценки поведения взрослых,

ребенок может прийти к разным внутренним ощущениям самого себя, внутренним

позициям:

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к

окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный

положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может

формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость

к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и

вместе испытывают радость.

При таких условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.

Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют

постоянно действовать так, а не иначе.

Окружающие

доверяют

мне,

и

я

ощущаю

свою

силу,

зная,

что

сам

смогу

преодолеть препятствие, различить зло и добро.

Я,

как

и

все

люди,

могу

ошибаться,

но

это

не

означает

моей

«плохости»,

глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.

Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.

Другие люди, часто иначе, относятся к окружающему миру, и они имеют на это

право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.

Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня

любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу.

Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с

ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего

хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом

ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных

семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят

его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение

ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального

поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и

требованиям.

Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать

иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его

собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время

служат его

прихотям,

жертвуя

своими

интересами,

временем

и

материальными

ресурсами.

Раз возникнув, позиция «я – всё, вы – ничто» укореняется, так как ребенок

начинает защищать свое привилегированное положение.

Формируются внутренние установки:

Родители существуют ради меня.

Мои желания и стремления – самые важные. Я должен их осуществить во

что бы то ни стало.

Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.

Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу

иметь с ними дела.

Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или

поступают так назло мне.

Мои

родители

любят

меня.

Но

как

у

меня,

такого

славного,

умного,

красивого, оказались такие «серые» мать и отец?

Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их

самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни

семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (родителей).

Общение родителей с ребенком по причинам, непонятным им самим, вызывает

неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных

формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с

целью постоянно контролировать ребенка или же отвержения ребенка.

2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно

конкретный

образ,

каким

должен

быть

ребенок.

Однако,

родившись,

малыш

не

соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы»

воспитанием.

3. Неправомерное требование внимания.

Ребёнок может использовать самые различные способы привлечения внимания –

это

зависит

от

возраста,

личностных

особенностей

и

от

того,

что

больше

всего

затрагивает родителей. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать;

другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже дергают за

рукав; третьи создают угрозу для своей жизни – висят на дереве на одной руке.

Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает,

что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого

малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и

больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

Детская «месть» часто имеет скрытое содержание – «посмотрите, как мне

плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

Отношения

между

мужем

и

женой

имеют

большое

влияние

на

развитие

личности ребёнка. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой,

безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию.

Недовольство

взрослых

друг

другом

и

семьёй

превращается

в

негативные

воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения:

Механизм «козла отпущения».

Когда муж или жена исключаются из семьи, либо пытаются воздерживаться от

проявления недовольства друг другом и всё раздражение выплёскивается на ребёнка.

Отвержение супруга через ребенка.

Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило,

приобретает конкретные черты. Раздражение по поводу той или иной особенности

поведения часто переносится на ребенка, в виде «исправления». Дети, очутившись в

ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя

форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то,

что разрешено одному из родителей, не позволяется ему.

Ребенок – член «военного союза».

Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на

будущее, возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают

видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа

семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок,

находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой – с кем быть? И

испытывает эмоциональное напряжение, тревогу и смятение, боязнь, что он делает

что-то не так.

Ребенок – объединяющее родителей звено.

1.

Объединение родителей посредством болезни ребенка.

2.

Объединение родителей посредством выполнения их нереализованных

желаний.

Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских

отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши

отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя

узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой

более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба

родителя – любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и

спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его

эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.



В раздел образования