Автор: Королева Галина Рафаиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъём – Михайловка с⁄п Детский сад "Буратино"
Населённый пункт: с. Подъём – Михайловка, Самарская область, Волжский район
Наименование материала: "Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОО с родителями"
Тема: "Формы работы с родителями в условиях детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Тема доклада: «Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОУ
с родителями».
Королева Галина Рафаиловна
Актуальность проблемы:
Улучшение качества дошкольного образования во многом зависит от
согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть,
достигнут при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого
образовательного пространства.
Цель работы:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий
для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
На современном этапе педагогическим основанием изменений дошкольного
образования в соответствии с ФГОС является активное вовлечение родителей в
работу ДОУ.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института
социализации ребенка. И хотя их функции различны, положительные
результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм
сотрудничества между ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного
детства ребенка, при активном включении в эту работу всех членов коллектива
детского сада и членов семей воспитанников. Но всегда ли детскому саду и
семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять
друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью
ложатся на ребенка. Процесс получения ребенком знаний о мире не должен
ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение
родителей: Мы вам ребенка в сад отдали - воспитывайте, учите, готовьте к
школе. Подготовку к школе они понимают, как умение читать, писать и считать,
а игры, рисование, музыка, физическая культура и т.д. это все баловство,
которыми занимаются и не обязательно. Не секрет, что многие родители
интересуются только питанием ребенка, считая, что детский сад – место, где
присматривают за детьми, пока родители на работе. Расплатой за такую
позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными
детьми и следующее за этим недоумение: «как же так в детском саду плохо
воспитали наших детей!». Поэтому нам хотелось сблизиться с родителями,
добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией
педагогической работы с детьми, но и привлечь их к сотрудничеству. Мы
уверена в том, что чем лучше будет налажено общение между семьей и группой
детского сада, тем комфортнее будет ребенку и жизнь его в детском саду будет
не тяжкой ношей, а радостной, полной впечатлений, наполненной любовью и
доверием ко всему окружающему. Каков человек – таков мир, который он
создает вокруг себя. Мы хотим видеть родителей своими союзниками в
образовании и развитии детей, а нам воспитателям, надо постараться помочь
родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к
лучшему. Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и
развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей при единстве и
сплоченности наших усилий.
В группе «Непоседы» мы работаем четвертый год. Когда наши дети первый
раз пришли в детский сад, самой маленькой воспитаннице было 2,5 года.
Сейчас они выпускники. В первое время было тяжело и нам, и родителям, и
детям. Поэтому свою работу с семьей мы выстраивали поэтапно, стараясь
наладить партнерские отношения. Чтобы работа с родителями носила
разнообразный характер, мы используем помимо традиционных форм работы
ДОУ и инновационные формы, такие как: групповые встречи, информационные
буклеты, вовлечение в конкурсы, оздоровительные праздники,
театрализованные представления, круглые столы. Информируем родителей обо
всем, что происходит или будет происходить в группе, в детском саду.
Приглашаем к обсуждению текущей ситуации, предлагаем творческие
домашние задания и т.д. Все проводимые формы работы с родителями должны
быть им интересными.
Одной из основных форм работы с родителями является родительское
собрание. К каждому родительскому собранию мы тщательно готовимся:
готовим пригласительные билеты, выставки детских работ, анкеты и т.д.
Стараемся создать теплую, уютную атмосферу. Первое наше родительское
собрание было направленно на выработку единых требований детского сада и
семьи. Избрали родительский комитет из наиболее активных, интересующихся
работой детского сада родителей. Члены родительского комитета, избираемые
всеми родителями, известны каждому из них и пользуются у них авторитетом.
Большую помощь родительские комитеты оказывают во время подготовки к
праздникам, организуют родителей для участия в субботниках, озеленении
участка, в подготовке групповой комнаты к зимнему периоду и т.д. В нашу
практику вошел такой опыт – проводить родительские собрания за кружечкой
чая, в уютной, доброжелательной обстановке. Родители знают, что не услышат
упреков и неудовольствия воспитателей. Мы рассказываем родителям о
хороших поступках их детей, находим ответы на волнующие темы, обсуждаем
педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом
помочь ребенку. Родительские собрания сближают педагога и родителей,
приближают семью к детскому саду. Такие неформальные родительские
собрания приносят пользу и родителям и нам.
Так же в своей работе большое внимание мы уделяем наглядно-
информационному направлению: родительские уголки, семейные и групповые
альбомы, стенгазеты, фото выставки и т.д. Учитывая занятость родителей
используем в своей работе и нетрадиционную форму общения такую как
«Родительская почта», для того чтобы каждый родитель в удобное для него
время мог внести предложения, замечания, задать любой интересующий его
вопрос. Мы стараемся, чтобы наглядный материал, который мы размещаем, был
интересным, красочным, чтобы в нем был и практический материал, дающий
возможность понять, чем занимался ребенок в детском саду, конкретные игры,
советы, задания. С большим интересом родители принимают участия в
создании фото выставок, стенгазет и т.д. Такая форма работы дает возможность
донести до родителей любую информацию в доступной и интересной форме,
напомнить родителям в тактичной форме об их обязанностях и
ответственности.
Очень полюбилась и нам и родителям, особенно детям такая форма
проведения встреч, как совместные развлечения, проведения праздников,
спортивных досугов и т.д. С начало родители неохотно откликались на просьбы
и предложения сделать, что то или провести какие либо мероприятия вместе с
детьми. Но постепенно шаг за шагом недоверие и отстраненность уступили
место заинтересованности, когда родители увидели положительные результаты
совместных с детьми дел. Так в этом году мы провели совместные развлечения:
«Осень - в гости просим», «Новогодние приключения», спортивные досуги к
«Дню защиты детей», «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник «Цветы
для мамы». Как волновались родители, когда принимали участие в
театрализованных представлениях: как разучивали роли, готовили костюмы,
декорации. Родители вносили предложения, консультировали друг друга,
советовали и советовались. Для повышения роли отца в семье мы провели
праздник ко Дню защитника отечества «Празднует февраль армии рождение»,
где папы у нас были и дорогими гостями и болельщиками и участниками
спортивных состязаний. Заранее был объявлен конкурс на лучшую выпечку
«Пирог для папы». Дети вместе с родителями приняли активное участие в этом
конкурсе. Пироги удались на славу. Особенно жюри отметило пирог под
названием «Бункер Сталина». Все участники принявшие участие в этом
конкурсе были награждены грамотами. Так же была организованна
фотовыставка «Мы их любим, мы ими гордимся». Глаза детей светились
радостью, а как они гордились своими папами. По окончании торжественной
части все участники праздника были приглашены в группу на чаепитие. Этот
семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут, ведь
основная цель таких мероприятий укрепление отношений между детьми и их
родителями. Так же на таких совместных мероприятиях устанавливаются
доверительные отношения между нами воспитателями и родителями. Мы
вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо и уютно. Используя
разнообразные формы работы, мы сблизились с родителями. Родители стали
активными участниками встреч, нашими помощниками, что в свою очередь
сплотило коллектив детей и родителей.
Вся наша работа направлена на объединение двух воспитательных систем-
детского сада и семьи, для того, чтобы создать оптимальные условия для
вхождения дошкольника в большой мир. Мы убеждены, что успешно решать
все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном
контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий. Вместе мы
разовьем у ребенка ум, характер, его взгляды на окружающий мир, от нас
зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и
добрыми поступками.
Список литературы:
1.
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду.
2.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в
детском саду.
3.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей
4.
Детский сад и семья/ Т.А. Маркова, М.В. Загик.
5.
Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада/
Л.В. Загик, Т.А. Куликова.
6.
Арнаутова Е.П. Социально- педагогическая практика взаимодействия
семьи и детского сада в современных условиях.