Страничка социального педагога

Памятка родителю от ребёнка

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что причинили мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас и качестве прислуги.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания па мои маленькие хвори. Могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности моих попыток сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Рекомендации родителям

Как бы мы ни ограждали ребенка, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут — и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй — и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты уже взрослый». К такой встрече ребенка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми реко¬мендациями, которые многократно испробованы педагогами и ро¬дителями во всем мире и доказали свою эффективность.

• РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ О НАРКОТИКАХ И АЛКОГОЛЕ
Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках — перки я ступень помощи детям. Использование информации, в том числе и этой книги, поможет вам в разговоре с ребенком. Помните, что нет возраста, когда ребенок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных по¬следствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

• УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ
Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренним мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы, отрицаю¬щий возможность применения наркотика. Никогда не исполь¬зуйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему. Оговорите с ребенком те случаи, которые дают вам право поступить вопреки его желанию (например: очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информация о гото¬вящемся преступлении и т. д.).

• ДАВАЙТЕ СОВЕТЫ, НО НЕ ДАВИТЕ СОВЕТАМИ
Мы уже говорили о многочисленных проблемах подростко¬вого возраста, о потребности вырваться из-под диктата взрос¬лых. Все это требует особого такта. Как показывают житей¬ские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Очевидно, что совет может быть эффективен только в случае его востребованности. Во всех остальных случаях наиболее рациональной может выступать форма, пред-полагающая свободный выбор ребенка.

• ПОДУМАЙТЕ О СВОЕМ ПРИМЕРЕ
Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитка¬ми и так далее. Не забудьте, что даже такие «невинные» пороки требуют объяснения ребенку.

• ПОДДЕРЖИВАЙТЕ В РЕБЕНКЕ САМОУВАЖЕНИЕ И ДУМАЙТЕ О ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Пожалуй, это самое важное и трудное.
Все советы в большей степени относятся к предупрежде¬нию развития наркомании. Проблема преодоления множест¬венных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью — быть, состояться как личность, самореализовываться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем более сформи¬ровано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.

Памятка для родителей о воспитании у детей культуры денежных отношений.

- Потребность иметь свои собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.

- Накопленные или полученные в подарок деньги малыш имеет право потратить так, как ему хочется.

- Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки распланированы и на его просьбу у вас денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин малыш забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года или какого-то другого крупного праздника либо попытаться самостоятельно накопить денег.

- Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потра¬тить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки, иначе ма¬лыш решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику - и он все получит.

- В различных туристических поездках выделяйте ребенку не¬большую сумму на сувениры, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным и близким самостоятельно купленную безделушку.

- Не стоит дарить сыну или дочери деньги с указанием, на что они должны их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечта¬ет о какой-то вещи и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

- Если вы предложили малышу накопить денег, то давайте ему возможность пополнять копилку, например разрешите ему остав¬лять себе сдачу при покупке хлеба или молока. Иначе для пополне¬ния своих накоплений он может найти другой источник, к сожале¬нию, не всегда законный.

- Если малыш, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, то есть он от нее отказался окончательно.

- С ребенком, взявшим без спросу деньги, следует серьезно по¬говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок во¬ровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку или бабушке на лекарства, и нам бы не хватило потраченной тобой суммы?»

- Если ваше чадо слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ре¬бенка на внешний вид денег, их символику, различия валюты раз¬ных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из ко¬торых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.

Как помочь детям с нарушениями в общении.

Если ребенок агрессивен. Попытайтесь понять причину его агрессии. Помните, что суще¬ствует разница между агрессивностью и самоутверждением. Важно, чтобы ваш ребенок тоже понял эту разницу. Научите его веж¬ливо просить то, чего он хочет, цените его мнение. Покажите, как получить желаемое, не расстраивая других. Постепенно учите ре¬бенка управлять своими чувствами и адекватно выражать свои пе¬реживания.

Если ваш ребенок лживый. Помните, что часто дети лгут, чтобы избавить себя от осужде¬ния и критики. Помогите им усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Ребенок должен быть уверен, что родите¬ли всегда рассеют его страхи, растолкуют все непонятное и помо¬гут преодолеть мучающую его проблему.

Если ваш ребенок драчлив. Объясните детям, что для решения их проблем существуют и другие пути. Покажите мирные способы разрешения ситуаций.

Если ваш ребенок застенчив. Постарайтесь проникнуть во внутренний мир своего ребенка, поговорите с ним, узнайте, как вы можете помочь ему чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Но не пытайтесь втя¬нуть ребенка в ситуации, к которым он не готов. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, необходимо делать маленькие шаги. Не позволяйте детям из-за их стеснительности отказываться от выпол¬нения необходимых дел.

Если у вас надоедливый ребенок. Дети, требующие постоянного внимания, часто не уверены и себе. Покажите ребенку, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните, что ваше время принадлежит не только ему. Научите его уважать чужие чув¬ства и желания.